«Мой Пушкин любимый»
литературное путешествие по произведениям великого поэта
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
ВЕДУЩИЙ: Сегодня, 6 июня – Пушкинский день России. Именно в этот день 215 лет тому назад в Москве родился великий русский поэт, писатель Александр Сергеевич Пушкин. Так как отец Александра - Сергей Львович Пушкин был светским острословом и ценителем литературы, а дядя - Василий Львович, был известным поэтом, то нет ничего удивительного в том, что будущее Пушкина было предопределено, ведь он с детства вращался в литературной среде.
Происходит Александр Сергеевич от дворянского рода Пушкиных, честно служившего отечеству, но тем не менее не снискавшего благосклонности правителей, не титулованного и "гонимого".
ВЕДУШИЙ: С 1805 по 1810 год летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818) в подмосковном селе Захарове. В детстве Пушкин был умен и с удовольствием читал книжки, но учился плохо. Бабушка жаловалась на то, что у мальчика нет середины, что он постоянно бросается из одной крайности в другую, то его не расшевелишь, то разойдется так, что не остановишь.
В 1811-ом году, по настоянию отца и дяди, Пушкин отправляется учиться в Царскосельский Лицей, где и открылся его поэтический дар.
ВЕД.: Он писал поэмы, стихотворения и конечно сказки. Поэта уже нет на земле, но, продолжают жить его произведения. Пушкина считают самым лучшим поэтом всех времен. Почти каждый город имеет памятник и улицу названную в его честь. В Оренбурге есть улица Пушкина, памятник и целый жилой комплекс Пушкино.
Ребята, приглашаю вас в литературное путешествие.
ЧТЕЦЫ:
1. Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
2. Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
3. Мой Пушкин! Преклоняюсь пред тобой,
Перед твоим талантом безупречным.
К тебе пылаю нежной, неземной
Любовью безграничной, бесконечной.
ВЕД.: Огромное влияние на становление личности Пушкина оказала его няня Арина Родионова, которой поэт в будущем посвятит немало своих произведений.
Вед:Читайте Пушкина, читайте
И не живите днем одним
С ним и любите, и мечтайте
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.
( на фоне вальса из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»)
1-й ведущий.
Читая Пушкина, я вижу
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
2-й ведущий.
Как будто в веке девятнадцатом,
А не в двадцать первом я живу.
И все, что было там когда-то,
Я вижу как бы наяву.
Чтец:
Я вижу «спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса...»
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
2-й ведущий.
Не спится белыми ночами,
И из открытого окна
Созвучная моим виденьям,
Подобная чудесным пеньям,
Прекрасна музыка слышна.
(на фоне вальса Г.Свиридова из кинофильма по
повести Пушкина «Метель»)
1-й ведущий.
Но все проходит. Миновала
Поэту милая пора.
И вслед за осенью златою
Приходит снежная зима.
Чтец:
Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов...
1-й ведущий.
Чтоб не грустить в пору ненастья,
Чтобы не слышать ветра стон,
В мир сказок Пушкин возвратился,
Которым был всегда пленен.
ВЕД.: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Любовь к народным сказкам, у маленького Александра, возникла благодаря его няне Арине Родионовне. Каждый вечер, она рассказывала ему захватывающие, прекрасные истории, в которых передавалась мудрость русского народа, собираемая веками.
ЧТЕЦ:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская.
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
ВЕД.: С Котом учёным беда случилась. Порвалась его златая цепь. Давайте её восстановим.
(Дети склеивают цепь)
ВЕД: Мы отправляемся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. А что нужно взять с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути? Конечно же, карту! Сказочную карту Пушкиногорья. Чтобы найти правильный путь придется сначала отгадать загадки.
Послушайте отрывки произведений и вспомните, из какой они сказки.
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
“Сказка о рыбаке и рыбке”
2.Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
“Сказка о царе Салтане”
Послушайте, из какой сказки следующий отрывок.
3. А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так расходилось…
Вылез бесёнок: «Полно, мужичок.
Вышлем тебе весь оброк».
«Сказка о попе и его работнике Балде»
4. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
“Сказки о мертвой царевне…”
5. Будет верный сторож твой…
Коль кругом всё будет мирно
Так сидеть он будет смирно .
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок.
Закричит и встрепенётся….
«Сказка о Золотом Петушке….»
6. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«Руслан и Людмила»
Девочка с книжкой в руках:
Пуш-кин. Сказ-ка о ры-ба-ке и рыб-ке.
Я сказку эту каждый день читаю,
Ее почти уж наизусть всю знаю,
Но снова, снова книгу открываю
И рыбкой золотою стать мечтаю.
Мне пушкинская сказка помогает
Представить море... Как оно играет,
И как бурлит оно, И как хохочет ...
Сказать как будто море
Что-то хочет.
ВЕД.: Я знаю, что вы все любите сказки Пушкина. А хорошо ли вы их знаете? Ответьте на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА
1. Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане...»?
(33 богатыря)
2. В «черном ящике» лежит предмет, который всегда говорит правду, за что и был разбит. Что это за предмет? Из какой сказки А. С. Пушкина?
(Зеркало) (Игра «Зеркало)
3. Как сумел унести коня Балда, чем и удивил чертенка?
(Сел на лошадь)
4. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой?
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Назвать стихотворение, в котором встречаются почти все герои сказок А. С. Пушкина.
(Вступление к поэме «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый...»)
6. Кому принадлежит этот предмет (яблоко)? На вид очень красивое, наливное, румяное, но от самого маленького кусочка этого яблока можно было умереть.
(Злой царице из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
Игра «Яблоко»
7. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство?
(«Сказка о золотом петушке»; петух)
8. Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? Какая это сказка?
(Белка; «Сказка о царе Салтане...») - Эстафета Ореховая -
9. Какая царица околдовала царя Дадона?
(Шамаханская царица)
10. Из какой сказки эти строки? «Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей...» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
11. В кого превращался Гвидон, чтобы побывать у царя Салтана?
(Комар, муха, шмель)
12. Какую песенку пела белка в «Сказке о царе Салтане»?
(«Во саду ли, в огороде...»)
13. Какую плату попросил Балда у попа за свою работу?
(Три щелчка по лбу)
14. На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном?
(Остров Буян)
15. Продолжить:
«И царевной обернулась: Месяц под косой блестит...» («А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава; Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит...»)
Дети:
Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.
Читать твои стихи, великий Пушкин,
Мы учимся и бережно, и нежно.
С поэзией твоей давно мы дружим,
Она для нас, как океан, безбрежна
Составитель сценария: Трифонова О.Н., библиотекарь П-Покровской библиотеки
май 2014 г.
|