В воскресенье, 8 июня, все православные празднуют великий день – Святой Троицы, или Пятидесятницу. Обряды этого дня очень разнообразны, это один из самых красивых и радостных летних праздников.
История праздника
Празднование Святой Троицы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями в древние времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви. А на пятидесятый день после своего воскресения из мертвых и на десятый день после вознесения
Христос послал апостолам утешителя – Духа Святого.
Понятие Троицы символизирует образ Бога – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
В России праздник Троицы тесно связан с проводами весны и встречей лета – Зелеными праздниками. Неделя перед Троицей называется "зеленой", "клечальной" или "русальной", а три дня перед Троицей и три дня после нее собственно и носят название Зеленой недели. Во время Зеленых праздников цветет овес, люди украшают зеленью и цветами свои дома, девушки плетут венки. А еще, по поверьям, в это время просыпаются мертвецы и выходят из воды русалки.
Традиции празднования Троицы
К празднику Троицы хозяйки убирают в доме и наводят чистоту, украшают комнаты цветами, молодой травой и зелеными ветками, что символизирует процветание и продолжение жизни. Чаще всего для украшения используются ветки березы, дуба, рябины, клена, трава аира, мята, мелиса.
В день Троицы утром посещают праздничную церковную службу. На праздничный обед приглашают близких людей и родственников, угощают караваем, блюдами из яиц, блинами, пирогами, киселем и дарят друг другу подарки.
До нашего времени сохранилась традиция народных гуляний. Во многих городах проводятся культурные массовые мероприятия, концерты, ярмарки.
Троицкие травы сушили и впоследствии использовали как лекарство и средство от разных бед. По приметам, такая зелень охраняет дом от грозы.
Приметы на Троицу
Одна их самых древних примет – обычай приносить в церковь для освящения, а потом прятать в доме за раму или позже за икону пучки трав – траву, которую специально оплакивали, так как слезы символизировали дождь. Таким образом, люди выпрашивали у природы, а позже у Бога, хорошего лета без засухи, с дождями и богатым урожаем от напитавшейся влагой земли.
Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники, ставни, зеленая трава, разбросанная по горнице, тоже символизировали хорошее урожайное лето, потому так было в каждом деревенском доме.
Осуждался в деревне любой крестьянский труд на Троицу: ни в поле, ни в доме нельзя было заниматься делами, кроме приготовления еды. Купаться тоже было нельзя, потому что это время – время русалий, когда русалки могут заманить к себе на дно.
Хорошей приметой было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.
А следующий день после Троицы – Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали, а поутру ходили на поиски кладов, потому, что в свои именины хорошему человеку земля обязательно откроет что-то ценное.
Церковь отвергала всяческие гадания, но так уж повелось в народе, что на Троицу, во время русалий, девушки гадали на судьбу, на суженого, с трепетом ждали сватов.
Самые распространенные гадания – "завивание" березки и плетение венков. Накануне Троицы девушки уходили в лес, наклоняли верхушки молодых березок и сплетали из веточек венок – "завивали", если по приходу в Троицу к своей березке девушка видела, что она развилась или повяла – хорошего ждать не придется. Если осталась прежней – будет и свадьба, и любимый суженый, и богатство в доме.
Плести венки – тоже обычай на Троицу. Плели девушки в компании, мужчин не допускали к себе, если парень видел чей-то венок, это было плохой приметой, "сглазом" девушки. Венки плели и шли с ними к реке. Там спускали на воду: куда поплыл – оттуда и жених будет, остался у берега – не выйдет девушка замуж, ну, а если утонул – и ей в этом году умереть. Да еще венки не руками снимали с головы, а наклонялись так, чтобы они сами в воду падали.
Чтобы суженый приснился, клали березовые веточки под подушку.