Основные группы пользователей П.Покровской сельской модельной библиотеки
Особый дом – библиотека.
Сюда, как в храм народ спешит.
Здесь все для блага человека,
Но больше все же для души.
«Куда бы я ни приезжал, куда бы меня ни забрасывала судьба, - вспоминает В.Каверин, русский писатель, - везде я прежде всего спрашивал: « А есть ли здесь библиотека»? И когда мне отвечали: « Да, есть, - этот город или городок, колхоз или кишлак становился мне ближе, как бы озаряясь теплым неожиданным светом».
Да, трудно представить современную жизнь без библиотек, куда каждый из нас может придти в любую минуту, чтобы получить нужную информацию или для того, чтобы «подзарядить», как аккумулятор, свою душу от духовных богатств, оставленных нам в наследство мастерами литературного слова.
Книга необходима всем и каждому. И в этом немалая заслуга тех скромных тружеников – библиотекарей, что добросовестно, со знанием дела выполняют свою непростую и такую нужную всем нам работу – доводят до каждого своего читателя книгу…
И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
В нашу библиотеку с удовольствием идут и взрослые и дети. Хорошая подписка дает возможность взять на руки не только книги, но любые журналы и газеты.
Главная задача публичной библиотеки – оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослое население, на примере нашей библиотеки – это учителя, преподаватели ОАК, воспитатели детского сада «Ручеек», врачи, сотрудники администрации МО П.Покровский сельсовет, работники культуры, пенсионеры, люди, имеющие инвалидность, домохозяйки и тп. В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на библиотечное обслуживание. Очень часто в библиотеку заходят так называемые «госторбайтеры», которых мы также обслуживаем, но в читальном зале.
Каждая из этих категорий, обращается в сельскую библиотеку со своими проблемами, и ждет от нее помощи; с каждой из них библиотека строит свои отношения. Нужно сказать, что сегодняшний читатель очень сложный и читательские интересы и потребности усложняются и углубляются. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию.
Так как на селе, как правило, единственным внешкольным воспитательным учреждением является сельская библиотека-филиал, то она должна быть центром по работе с читателями – детьми.
Очень важно создать детские отделения в сельской библиотеке. Если есть возможность, то организовать отдельную комнату для детского фонда или уголок юного читателя.
В нашей библиотеке выделено отдельное пространство для детей, в ней расположен книжный фонд для детей дошкольного возраста и детей 1 – 9 классов.
Правильная расстановка фонда имеет большое значение и для читателей, и для работников библиотеки.
От того, как раскрыт фонд библиотеки, зависит его использование, качество обслуживания читателей.
Весь фонд детского отделения делится на несколько частей, или фондов в соответствии с возрастной дифференциацией: литература для детей 5 – 7 лет; для 1 -2 классов; для 3 – 4 классов; 5 – 9 классов.
Книги для детей 5 – 7 лет, по правилам библиотечной классификации, не систематизируются; они получают условное обозначение «Д». Их можно расставлять а в алфавитном порядке или по темам. В нашей библиотеке расставляем по темам и жанрам: например «Сказки», «Стихи для детей», «Наша Родина», «Книги о животных», «Времена года» и тд. Все эти книги расположены в ящиках, что удобно для просмотра маленькими читателями. Читатели 1 – 9 классов выбирают книги на полках открытого доступа. Предназначенный для них фонд систематизирован в соответствии с Таблицами ББК для детских библиотек. Фонд в детском отделении сельской библиотеки небольшой и поэтому всю художественную литературу, ( русскую, народов СССР, зарубежную) мы расставили в алфавитном порядке. Отдельной полкой выделили «Фантастику», « Сказки». Характер работы при открытом доступе к полкам требует тщательного отбора литературы с точки зрения ее содержания, количества и экземплярности. Не следует загромождать фонд: книги на полках не должны быть представлены более чем в двух-трех экземплярах. Если у нас появляются лишние экземпляры книг, мы их передаем в районную библиотеку или же дуплетную литературу, полезную для библиотеки мы храним в отдельном месте, она необходима для выполнения справок. Очень важно, чтобы книги периодически обновлялись. Юные читатели не хотят брать старые книги в руки, всем интересны новые, яркие, красочные. Приятно подойти к красивой выставке и взять в руки новую, полезную книгу. Не все книги мы выдаем на дом. С энциклопедиями, справочниками, словарями, ценными книгами, которые у нас в единственном экземпляре, наши юные читатели работают в читальном зале библиотеки.
Очень важно создать в библиотеке условия, обеспечивающие сохранность книг: порядок на книжных полках, своевременный ремонт книг. Нужно следить за тем, чтобы книги на полках стояли свободно: тесно поставленные книги быстрее изнашиваются, нужно следить и учить детей правильно брать книгу с полки, и правильно ее поставить обратно. И конечно же нужно воспитывать бережное отношение у читателей к книге как к национальному достоянию. Это наша прямая обязанность библиотекарей. Записывая ребенка в библиотеку, мы обычно знакомим его с правилами пользования библиотекой, рассказываем о том, как обращаться с книгой. На библиотечных уроках рассказываем детям, какой путь прошла книга до того, как попала на полку в нашу библиотеку. Дети должны знать, что испорченную или утерянную книгу необходимо заменить равноценной.
Филиппова В.М., заведующая библиотекой
|